... Зайдя в кабинет, студенты обнаружили там все ту же Розу Кракодилл, рассеянно бродящую от окна к двери. Она задумчиво кивнула вошедшим.
- Входите, входите... Да... Все в порядке. Я - профессор Ромашка Бигемотт, кто забыл. Рассаживайтесь по местам. Сейчас начнем.
- Гм... Но вчера вы были профессором Кракодилл, - осторожно заметил один из студентов. - Или вас, э-э-э... можно поздравить, может быть?
- Ах, да, - вздрогнула профессор. - Точно, Кракодилл ведь я. Извиняюсь, запамятовала на минуточку. Согласитесь, с каждым ведь может случиться. Тем более, тут были причины. Тут вот как получилось-то: зашла вчера в ректорат - пусть, думаю, дадут тему, а то ведь упаришься самой все время придумывать. И дали! А знаете, что? Вот что: "Счастье и где оно обитает" Ничего себе темка, да? Во-первых, тут нужно какое-нибудь определение, а я не знаю, какое. Во вторых - дело ведь довольно индивидуальное: у одного оно тут, у другого - там. И мне все же как-то неловко обучать взрослых людей собственной концепции - мало ли, у вас своя есть.
- Знаю, что придумать! - Преподавательница перестала бродить и вдруг подпрыгнула так высоко, что слушатели вздрогнули от неожиданности. - Мы устроим не лекцию, а семинар. Знаете, что это такое, да? Преподаватель все равно в основном сам говорит, но считается, что и слушатели принимают равное участие - выходит демократичнее. Точно, так и сделаем! Ответственности в этом случае гораздо меньше. И я буду вопросы задавать. Вот и первый: что такое счастье, кто как считает?
В кабинете воцарилось неловкое молчание, потом одна добрая душа решилась выручить лектора:
_ Счастье - это когда тебя понимают, такое как-то раз слышала.
- Ну-у, - задумалась преподаватель, - дело, конечно, неплохое. но боюсь, этого будет далеко не достаточно. Например, индивид страстно хочет иметь кучу денег, ночей не спит, и жена его понимает это прекрасно. Но кто из них счастлив?.. Кроме того, это вряд ли и необходимо. Вот я расскажу случай: на экскурсии это было, по области. Приехали в древний монастырь. Красота вокруг - нет слов описать. Чудное спокойное озеро, березочки, ромашечки, небо синее - дух захватывает. А нас привели в какую-то жуткую каморку - темную, тесную, холодную - как раз дворникам метлы хранить. А нет! Там когда-то жил монах. Как уж помещался - не знаю. Скрючившись разве. То книжки при свече читал, то так... Ему говорят: отец, что ж вы тут в духоте сидите? Такая красота вокруг! А он: если бы вы знали, что я сейчас созерцаю внутренним взором, не говорили о иной красоте. Во как! Кто его там мог понимать? Да никто. В эту каморку и влезть вдвоем никак было. А счастлив был ужасно. Так что давайте следующее.
- Когда печаль тебя снедает,
Потрогай пузико ежа:
Он будет хрюкать и смеяться,
И ты поймешь, что счастье есть! - предложил следующий кандидат.
- Супер! - восхитилась преподаватель. - Обожаю такую поэзию. И это совершенно верно: ежа у меня нет, но есть лазилька маленькая, мохнатая. Когда я трогаю ее за теплое брюшко, мне каждый раз именно эта мысль приходит: жизнь удалась! Но это мы для вывода оставим, потому что тут как-то нету материала для определения. А я вдруг вот что вспомнила, смотрите-ка:
Вы спрашиваете:
Что считаю
Я наивысшим счастьем на земле?
Две вещи:
Менять вот так же состоянье духа,
Как пенни выменял бы я на шиллинг,
И юной девушки услышать пенье
Вне моего пути, но вслед за тем,
Как у меня дорогу разузнала.
Кристофер Лог. Это Редькин, Магнус Федорыч отыскал - ну, знаете его, да? Штучка мощная, никто не спорит. Чувствуется то-то эдакое. Но сложно все-таки. Не алгоритмизируется, хоть ты тресни. Так что напрягитесь еще
- А может, так определим: счастье - это когда вам хорошо? - явно глумясь в душе, предложил следующий участник. Но профессор пришла в такой восторг, что подпрыгнула почти так же высоко, как и в первый раз.
- Точно! Ну, точно же! Просто и хорошо! Давайте так и оставим. В качестве рабочего определения. Ну а чего там еще мудрить, верно? Так, кажется все понятно. Ну вот, видите, какое счастье - с этим делом как-то разобрались. Теперь только нужно будет определить, где оно водится, и дело в шляпе.
- Гм... Так может быть, в Шляпе? - хихикнула элегантная дама с последнего ряда.
- Отличная гипотеза, - неожиданно серьезно согласилась лектор, - пожалуй, ее и надо взять за основную. Ведь тут имелось в виду попадание на желанный факультет, да? И как следствие - прекрасная успешная учеба, друзья на всю жизнь, единомышленники, удачный выбор профессии и все такое? Если человек занят, причем любимым делом, до того, что ему некогда размышлять, до какой степени он счастлив - вот, я думаю, мы уже и нашли все, что хотели. Мне бы только еще хотелось добавить: жаль, что у нас как-то принято все хорошее воспринимать как само собой разумеющееся и обычно этого не замечать, а самые легкие неудобства и неприятности - как подлое нарушение своих неотъемлемых прав и повод к несчастью. Если немножко подвинуть это восприятие в сторону адекватности - думаю, раздобыть счастье будет совсем несложно. Мы иногда недопонимаем, вот и весь секрет. А вот смотрите, как здорово сказал создатель Тибидохса Емец: Счастье — это вся жизнь, за вычетом несчастий и очевидных нелепостей, По-моему, больше ничего и не нужно, тем более, что несчастья человеку тоже ведь нужны. Ну а если все-таки чего-то не хватает, мне кажется, рецепт очевиден: купите собаку. И будете счастливы, И все. Задание...
- А вы счастливы, профессор Кракодил?..
- Конечно. По-моему, это совершенно естественное состояние человека. А кто не может этого о себе сказать - тот, наверное, пока еще не все понял. Так что кто уже понял - тому совсем несложно будет сделать задание. А кто еще нет - не теряйте времени: бросайте все, и делайте его поскорее! Надеюсь это поможет. Удачи!
Задание
1. Ну как определеньице? Может, своя концепция найдется?
2. Проанализируйте стихотворение Лога. Особенно хотелось бы узнать: зависит ли ответ от гендера?
3. А что - человеку в самом деле нужны несчастья? Зачем?
4. Так что насчет собаки?..